Китайская и японская чайные церемонии

Семинар "Чайная медитация"

Предлагаемый курс обучения является эксклюзивным, авторским и состоит из 6 занятий. В отличие от обучения чайной церемонии в чайных клубах, сам чайный ритуал здесь является только методом вхождения человека в особое состояние гармонии, созвучия с окружающим миром и собой. Это ЦИГУН+ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ. Благодаря нашему курсу вы сможете: повысить устойчивость к стрессу; увеличить работоспособность; почувствовать себя лучше на работе и дома; улучшить состояние здоровья; гармонизировать свои жизненные ритмы. Каждое занятие состоит из лекции, посвященной различным аспектам чайного искусства — истории чая, видам чая, использованию чая в традиционной китайской медицине и т. д., и самой чайной медитации с одним из "знаменитых" чаев Китая. Курс состоит из базового курса, двух занятий подготовки к экзамену и самого экзамена (по желанию). После успешной сдачи экзамена обучившийся получает диплом Даосского центра, подтверждающий квалификацию выпускника. Прошедшим базовый курс предлагается на льготных условиях посещение Чайного клуба, где производится дегустация новых чаев, беседы и лекции о различных духовных традициях и культурах.

Время проведения: Суббота, 19 часов.

Занятия: 8 занятий по 2 часа.

Мастер чайной церемонии — Игорь Евгеньевич Петрушкин более 15 лет занимается цигун, около 4 лет — боевым искусством синьицюань, с 2003 года — личный ученик Мастера Ян Фаншэня по линии дайши синьицюань (провинция Шаньси). Преподает синьицюань и искусство чайной церемонии в Даосском центре "Путь".

КТО ПРИДУМАЛ ЧАЙНУЮ ЦЕРЕМОНИЮ?

Листья чая (или камелии японской) заваривали в Китае с незапамятных времен. Однако честь систематизации знания о чае, местах его произрастания, приготовления воды для него и о том, что сейчас, собственно, называется чайной церемонией, принадлежит мастеру Лу Юю, автору знаменитого "Ча цзин" ("Трактата о чае"). Лу Юй (733-804 от Р. Х.) родился в Фучжоу при династии Тан (618-907 от Р. Х.) в годы расцвета классической китайской культуры. Детство свое он провел в буддийском монастыре, но в двадцать лет сбежал оттуда с труппой бродячих артистов. В молодости Лу Юй объездил всю Поднебесную, по дороге собирал различные виды чая, пробовал воду, изучал местные обычаи употребления этого напитка. В странствиях протекли семь лет, после чего Лу Юй поселился в горах отшельником, где писал свой "Ча цзин" и другие произведения, в том числе и весьма изысканные стихи.

Танский государь Дай Цзун неоднократно пытался призвать его на службу, однако Лу Юй каждый раз не являлся ко двору, предпочитая спокойное существование меж гор и вод.

После кончины Лу Юй был возведен в сан чайного божества, покровителя искусства приготовления чая. Его изображения ставятся рядом с чайными принадлежностями при проведении церемонии, ему же ставится первая чашка чая.

О ВОДЕ ДЛЯ ЧАЯ

При заваривании чая на первое место древние ставили качество воды. В трактате эпохи Мин говорится, что если нет хорошей воды, то нечего и говорить о чае.

О чудесных способностях Лу Юя оценивать чай и воду ходили легенды. Однажды правитель округа, наслышанный о мастере, приехал к нему в гости. Он послал стражника за водой из Наньлина, которая, как говорили, обладала чудесными свойствами. Когда стражник вернулся, Лу Юй зачерпнул воду и заметил, что ее брали у берега. Но стражник поклялся, что черпал с лодки самую лучшую воду с середины реки. Лу Юй стал переливать воду в котел и, дойдя до половины, остановился, воскликнув: "А вот настоящая наньлинская вода!". Тогда стражник упал перед собравшимися на колени и признался, что, приставая к берегу, по неосторожности пролил часть и набрал несколько черпаков на мелководье. Разумеется, присутствующие пришли в восторг от величайшей прозорливости мастера.

Нынешним врагом №1 хорошего чая можно назвать водопроводную воду. Тяжелые металлы, пестициды, хлорорганика (в том числе знаменитый диоксин, которым в свое время американцы травили вьетнамцев) — вот неполный перечень присутствующих в ней веществ. Пройдя километры по старым заржавелым трубам, вода становится непригодной не только для заваривания чая, но и вообще для питья. Поэтому лучше пропускать ее через хороший фильтр или покупать воду в канистрах с низким уровнем минерализации, т. е. мягкую.

Вторым по важности компонентом чайного действа является приготовление кипятка. Лу Юй выделял несколько стадий закипания. Вначале потихоньку нарастает "шум ветра в соснах", затем на поверхности появляются пузырьки — "рыбьи глаза"; когда побежали "жемчужные нити", кипяток можно снимать с огня — это самая лучшая пора для заваривания чая. Когда вода бурлит, "вздымаются волны", вода уже старая, тяжелая и для чая не годится.

В свете древнего знания врагом №2 хорошего чая предстают электрочайники — в них вода кипит довольно долго, пока сработает реле. Электрический чайник можно использовать, если поднять крышку, внимательно наблюдать за процессом и вовремя отключить его вручную.

СУХОЙ, КАК ЛИСТ...

Теперь следует сказать о третьей составляющей чайного искусства — чайном листе. По степени ферментации различают чаи белые, зеленые, желтые, улунские, красные и черные (пуэры). Белый чай, как следует из его названия, наименее ферментирован. Чайная почка с двумя листочками лишь подвяливается на солнце и сушится. Самая сильная ферментация у пуэров. Это единственный чай, вкус и полезные свойства которого, как и у вина, со временем не ухудшаются, а растут.

Кроме того, существуют цветочные чаи с добавлением цветков жасмина, хризантемы, персика и т. д., прессованные чаи. Каждый вид включает в себя множество различных сортов: от трех до нескольких десятков наименований, а те в свою очередь делятся на разновидности в зависимости от времени сбора и качества листа. Одних только "знаменитых" зеленых чаев, абсолютно непохожих ни по вкусу, ни по виду чайного листа, в Китае несколько десятков.

Соответственно, врагом № 3 настоящего чая является... да, именно тот самый чай, что продается у нас в обычных магазинах! Смею утверждать, что ни один из них не соответствует китайским стандартам.

В последние годы у нас в России, особенно в столицах, стали появляться чайные клубы, где продают элитные чаи, проводят и обучают чайной церемонии. Но и там к выбору следует подходить критически, чтобы не купить застарелый, потерявший энергию чай.

О полезных свойствах чая в трактатах написано очень много. В "Шэнь нун бэньцао цзин", содержащем описания лекарственных трав, говорится, что чай "добавляет человеку ума, дает возможность меньше спать, делает тело легким и проясняет зрение… устраняет мокроту и жар, придает силы". Однако все вышесказанное относится только к качественному горячему чаю. Модный нынче холодный чай, по мнению древних авторов, наоборот, вызывает застой холода и образование мокроты. Надеюсь, что, несмотря на навязчивую рекламу, этот вредный для здоровья напиток у нас не приживется.

ЧАЙНАЯ ПОСУДА

Наиболее древней и традиционной посудой для чаепития считается керамическая. Самые древние образцы датируются шестым тысячелетием до Рождества Христова. Считается, что лучшая чайная утварь производится в городе Исине провинции Цзянсу. Там находятся уникальные месторождения цветных глин. Знаменитые исинские чайники выдерживают высокую температуру и не пропускают воду, хотя и не покрыты глазурью. Повторить эту технологию пока не удавалось нигде в мире. Посуда из Исиня считается наиболее подходящей для чайной церемонии, а чайники работы известных мастеров ценятся на вес золота.

Изобретение фарфора прославило Китай на весь мир. Большую роль в его распространении сыграла и мода на употребление чая. Наиболее древним является сине-зеленый фарфор цинци, появившийся еще в эпоху Инь (1401-1122 до Р. Х.). Его цвет подчеркивает благородный оттенок зеленого чая, а любование цветом чайного напитка составляет неотъемлемую часть ритуала. После XII века н. э. в моду вошел черный фарфор, а в XIV веке, когда чадао приобрело современный вид, фарфор стал преимущественно белым, как в наши дни.

Первые в мире стеклянные приборы для чаепития, относящиеся к эпохе Тан (618-907 н. э.) были обнаружены при раскопках в подземном дворце на территории буддийского храма Фамэнь в провинции Шэньси. Прозрачная посуда позволяет наблюдать за всеми стадиями заваривания чая, доставляя эстетическое наслаждение процессом раскрытия чайных листьев. Однако стеклянная посуда сравнительно хрупка и сильно нагревается, что делает ее не совсем удобной.

Какая же посуда наиболее подходит для чая? В старинных трактатах сказано, что свойство керамики — удерживать, тогда как фарфора - отдавать. Поэтому пить любой чай предпочтительно из фарфоровых чашек небольшого размера. Что касается заваривания чая, все зависит от его сорта. Фарфор лучше сохраняет и передает аромат жасминового чая. Для приготовления улунов идеальна исинская керамика. Красному чаю подобает и фарфоровая чайвань (пиала с крышкой), и исинский чайник. Молодые зеленые и белые чаи рекомендуется заваривать в фарфоре или стекле. Зеленый лунцзин ("колодец дракона") и желтый цзюньшань иньчжэнь ("серебряные иглы гор цзюньшань") следует заваривать в высоком прозрачном стакане, при этом почки иньчжэня поднимаются и опускаются на дно до трех раз в вертикальном положении. Что касается пуэра, то его лучше не заваривать, а варить старинным методом, описанным Лу Юем в "Ча цзине".

КАК ПОКУПАТЬ И ХРАНИТЬ ЧАЙ

С тем, где купить чай, в Поднебесной проблем не будет — чайные лавочки там буквально на каждом углу. (Разумеется, не следует приобретать их в супермаркетах, поскольку там продаются только дешевые марки). Любезный продавец заварит и даст вам попробовать любой чай, на который вы укажете. Но как определить, хороший он или плохой, высокого или низкого качества?

Трудно представить себе, что, отправляясь в Китай, вы станете вникать в природные условия чаепроизводящих районов, включая географическую широту и долготу, характер почвы, среднегодовую температуру, влажность, время сбора и прочие условия, влияющие на качество чая. Оставим это специалистам. Однако следует учесть: лучшие по времени сбора зеленые, желтые и белые чаи — весенние, лучшие красные собирают летом. Самые лучшие цветочные — весенние, но они должны отлежаться с цветами 80–100 дней, поэтому на рынок поступают в начале осени. Улуны хороши, если собраны осенью.

Кроме того, надо научиться отличать свежий чай от старого и настоящий от фальшивого. Листья свежего чая имеют яркий цвет, красивую форму и довольно плотную структуру. У плохого чая листья тусклые, разной формы, твердые. Чай нужно пощупать. Свежий чай на ощупь мягкий и живой, если его помять в пальцах или растереть на ладони, он не крошится быстро. Но если образуются шарики и комочки, значит, чайный лист не досушен и его трудно будет хранить. Старый чай сухой и легко превращается в порошок.

При заваривании свежий чай быстро дает ярко выраженный, чистый аромат, листья разворачиваются, чайный раствор прозрачен. У свежего чая мягкий вкус. У старого чая запах приглушен, листья вялые, он дает мутный настой глухого желтого оттенка.

Чай легко впитывает запахи и влагу, поэтому при неправильном хранении быстро теряет свои качества и вкус. Факторов, влияющих на сохранение качеств чая, очень много: температура, влажность, посторонние запахи, свет, воздух, микробы... В сыром листе начинаются процессы токсичного перерождения, поэтому следует держать его в сухом проветриваемом месте, в герметично закрывающейся, непрозрачной посуде, лучше всего — из фарфора или темного стекла; в железной или деревянной посуде чай держать не следует. Также имеет смысл хранить отдельно разные виды чая.

В любом случае, чай не хранится долго. Лучше всего выпивать чай в течение полугода после покупки, а особо нежные белые и улунские чаи ? в течение месяца. При длительном хранении уходят вкус, аромат и прозрачность настоя, а главное — теряется энергия чая.

ЧАЙНАЯ МЕДИТАЦИЯ

Предлагаемый в Даосском центре "Путь" курс обучения ЧАЙНОЙ МЕДИТАЦИИ является эксклюзивным, авторским и состоит из 6 занятий. В отличие от предлагаемых в чайных клубах курсов обучения чайной церемонии, сам чайный ритуал здесь является только методом вхождения человека в особое состояние гармонии, созвучия с окружающим миром и собой. Это ЦИГУН+ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ.

Благодаря нашему курсу вы сможете:

  • Повысить устойчивость к стрессам;
  • Повысить работоспособность;
  • Хорошо чувствовать себя на работе и дома;
  • Улучшить состояние здоровья;
  • Гармонизировать свои жизненные ритмы.

Каждое занятие состоит из лекции, посвященной различным аспектам чайного искусства — истории чая, видам чая, использованию чая в традиционной китайской медицине и т. д., и самой чайной медитации с одним из "знаменитых" чаев Китая.

Курс состоит из базового курса 6 занятий по 2 часа, 2-х занятий подготовки к экзамену и самого экзамена (по желанию). После успешной сдачи экзамена обучившийся получает диплом Даосского центра, подтверждающий квалификацию выпускника.

Прошедшим базовый курс предлагается на льготных условиях посещение Чайного клуба, где производится дегустация новых чаев, беседы и лекции о различных духовных традициях и культурах.

Приглашаем на занятия!

(Назад к списку тренингов и семинаров).