25/01/2008

25 Янв 2008

В магазине "Буквоед" на Лиговском проспекте, состоялось знаменательное и, для многих, долгожданное событие - презентация нового издания учебника Ивана Эдмундовича Коха "Сценическое фехтование". Впервые эта работа была издана в 1948 году. Характерно, что именно это издание оказалось не только первым, но и единственным печатным трудом по сценическому фехтованию в Советском Союзе (предыдущий учебник сценического фехтования Александра Люгара был выпущен в 1911). Уже в шестидесятые годы учебник Коха стал библиографической редкостью, а к настоящему моменту его экземпляры по редкости и стоимости приблизились к настоящим коллекционным шедеврам. Несколько лет назад, дочь Ивана Эдмундовича, Алена Ивановна Стурова, задалась целью переиздать труд Коха. Но при этом она сама проделала большую работу по развитию и дополнению старого материала. В результате, новое "Сценическое фехтование" по объему в два с лишним раза превзошло оригинал. И в начале 2008 года, благодаря поддержке Гуманитарного Университета Профсоюзов, новая книга увидела свет. Презентация, состоявшаяся в конференц-зале "Буквоеда" собрала необычайно большое количество гостей. По оценкам завсегдатаев, такое скопление народа обычно наблюдается лишь при появлении модного бестселлера или очередного пособия про "как заработать миллион". В качестве почетных гостей на празднике выступили актеры Георгий Штиль и Евгений Телечеев, профессор СПб ГАТИ Анатолий Самойлович Шведерский, постановщик боев Сергей Мишенёв, сама Алена Ивановна и другие деятели театра. Алена Ивановна, открывшая этот вечер, вспомнила, что к 1948 году, в Советском Союзе обозначилась острая конфронтация двух направлений сценического фехтования - Московского и Ленинградского. Тогда, именно учебник Коха стал своеобразным примиряющим фактором столичных конфликтов. Характерно, что сегодня ситуация повторяется. Благодаря развитию такого "околоспортивного" явления как артфехтование, традиционное сценическое фехтование снова разбилось на многообразие направлений. И снова тему возглавляют специалисты двух столиц: Москвы и Питера. В связи с этим, Алена Ивановна выразила надежду, что новая книга вновь явится полезным объединяющим фактором. Тем более что одним из рецензентов стал московский профессор Алек Давидович Мовшович. Георгий Штиль напомнил о важности сценического движения и пластической выразительности актера в целом, и оценил работу Коха не только как учебник фехтования, но и как пособие по истории холодного оружия. Анатолий Самойлович Шведерский вспоминал как он сам, будучи еще студентом, разучивал под руководством Ивана Эдмундовича фехтовальные партитуры Тибальта. Эти бои Шведерскому пришлось исполнять в жизни около двух тысяч раз! Евгений Теличеев так же много и интересно вспоминал об уроках Коха, и, в частности, о его нелюбви к пантомиме. А надо сказать, что сам Теличеев в молодости пантомимой очень увлекался. И, наблюдая за его пластикой, Иван Эдмундович заподозрил неладное! К счастью, хитрый Евгений смог отвести подозрения профессора, и в дальнейшем много и успешно занимался пластикой и фехтованием именно у Коха. Единственным человеком в президиуме, который не был знаком с Кохом лично (в силу своего юного возраста), оказался Сергей Мишенёв. Однако, молодой маэстро тоже выступил с речью, рассказав многочисленным гостям о роли учителя фехтования. Мишенёв подчеркнул, что фехтование является единственной отраслью боевой культуры, в котором мастерство может передаваться только в индивидуальных уроках. Кроме того, фехтование является уникальным видом боя, в котором отсутствуют так называемые самородки! Действительно, в боксе, или борьбе, очень заметных высот могут достигнуть бойцы, обладающие природными данными. В фехтовании этого нет. Любой, сколько-нибудь заметный мастер обязательно прошел долгий этап ученичества под руководством конкретного учителя. Недаром, напомнил Сергей Мишенёв, в дореволюционных соревнованиях было принято награждать медалями не только победителей, но и их учителей. А завершил свою речь Мишенёв четверостишием собственного сочинения:

Вначале Альфа, а потом Омега, Так было и так будет, видит Бог, В прыжке не обойдешься без разбега, Потом рекорды, а вначале - Кох!